Одной из важных социально-экономических и демографических задач Российской Федерации и Томской области является безопасность дорожного движения, в том числе при эксплуатации тракторов и самоходных машин.
Существенным фактором, влияющим на безопасность дорожного движения при эксплуатации тракторов и самоходных машин (далее – машина), является регистрация машины в региональных органах государственного технического надзора и своевременный технический осмотр.
Аварийность на транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам. Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы производства людей трудоспособного возраста. Гибнут и становятся инвалидами дети.
Быстрый рост количества машин за последние годы и массовое включение в дорожное движение лиц, имеющих допуск к управлению тракторов и иных самоходных машин, привели к существенному изменению условий дорожного движения: увеличилась плотность транспортных потоков, возросла интенсивность движения, что оказывает влияние на рост аварийности.
Ежегодно в Томской области в результате нарушений обязательных требований при эксплуатации поднадзорных машин погибают от 3 до 5 человек. По причине отсутствия технического осмотра с участием машин в Томском районе в 2012 году произошло ДТП, повлекшее одновременную гибель 10 человек. В августе 2017 в организации АПК Чаинского района ООО «СПК Усть – Бакчарское» по причине отсутствия своевременного технического осмотра самоходной машины, допуска к управлению самоходной машины граждан в состоянии алкогольного опьянения и без соответствующего удостоверения тракториста (машиниста) произошла гибель человека. В течение 2019 года в результате нарушений обязательных требований в сфере эксплуатации самоходных машин погибло 6 человек, зафиксировано 3 случая причинения вреда здоровью людей различной степени тяжести.
В течение 2019 года в процессе плановых (рейдовых) осмотров самоходных машин (прицепов) наиболее существенными нарушениями требований безопасной эксплуатации самоходных машин выявлялись: отсутствие удостоверения тракториста (машиниста) на право управления самоходной машиной, отсутствие технического осмотра самоходных машин, нарушение общих требований безопасности.
Поэтому своевременное прохождение технического осмотра машин является существенным условием обеспечения безопасности дорожного движения.
Размер социально-экономического ущерба от ДТП и их последствий в Российской Федерации в целом оценивается миллиардами рублей (ущерб в результате гибели и ранения людей; ущерб в результате повреждения транспортных средств; ущерб в результате порчи груза; ущерб в результате повреждения дороги и дорожной инфраструктуры и пр.).
Обеспечение безопасности дорожного движения является составной частью национальных задач обеспечения личной безопасности, решения демографических, социальных и экономических проблем, повышения качества жизни, содействия региональному развитию.
В ряде стратегических и программных документов вопросы обеспечения безопасности дорожного движения определены в качестве приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации.
Цели повышения уровня безопасности транспортной системы, сокращения темпов роста количества ДТП, а также снижения тяжести их последствий, числа пострадавших и погибших в них обозначены и в Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 № 1734-р.
Снижение смертности от ДТП определено в числе задач, отраженных в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения».
Таким образом, задачи сохранения жизни и здоровья участников дорожного движения (за счет повышения дисциплины на дорогах, качества дорожной инфраструктуры, организации дорожного движения и своевременного технического осмотра машин) и, как следствие, сокращения демографического и социально-экономического ущерба от ДТП и их последствий согласуются с приоритетными задачами социально-экономического развития региона и Российской Федерации в долгосрочной и среднесрочной перспективе.
В настоящее время основными факторами, влияющими на безопасность дорожного движения при эксплуатации машин, являются:
— эксплуатация машин без технического осмотра;
— эксплуатация машин лицами, не имеющими допуска к управлению самоходными машинами;
— эксплуатация самоходных машин, не зарегистрированных в региональных органах государственного технического надзора.
Дополнительными мерами по обеспечению безопасной эксплуатации машин могли бы стать организация и проведение профилактических мероприятий, в том числе с привлечением целевых аудиторий (сотрудники предприятий, учащиеся, студенты и т.п.), общественности и использованием возможностей медиасообщества, активное вовлечение в проведение профилактических мероприятий представителей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся владельцами поднадзорных машин и техники, а также взаимодействие с иными контрольно — надзорными органами при организации и планировании проведения профилактических мероприятий.